Адаптация

Ваш малыш подрос. Он узнает родителей, улыбается, сидит, берет иг­рушки, лепечет, начинает говорить, рассуждать, общаться. Какое счастье! Сам начинает кушать, улыбаться, научился пользоваться ложкой! Пришла пора идти в детский сад. Ребенок должен знать, что на свете есть и другие дети. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли хорошо ребенку в детском саду, не начнет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с родителями. Иными словами, насколько успешно ребенок сможет адаптироваться, то есть приспособиться к среде детского сада, к его условиям. Эти опасения не случайны. Процесс адаптации может при­вести к позитивным и негативным результатам.

Два основных критерия успешной адаптации:

  • внутренний комфорт;
  • адекватность поведения.

Отрыв ребенка от дома, родных, встреча с новыми взрослыми могут стать для ребенка психогенным фактором, стрессом. Малыш воспринима­ет эту ситуацию как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. По силе переживаемых ощущений, эмоций такое состояние можно сравнить с разрывом пуповины ребенка при рождении. Это объяс­няется тем, что жизненный опыт ребенка, приспособление к новым усло­виям (а любое приспособление требует разрушения некоторых сложив­шихся связей и быстрого образования новых) сопряжено с трудностями, особенно в раннем детстве. Поэтому очень важно осуществить плавный переход из семьи в детский сад.

Все вышеперечисленное имеет особое значение для психологического и физического здоровья ребенка, его развития и успешного комфорта пре­бывания в детском учреждении. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Посещение детского сада становится стрессовой ситуацией. Ребенок испытывает внутренний дискомфорт, ко­торый приводит к капризам, истерикам, отказам от еды, сна, общения со сверстниками, болезнями. Появляются нежелательные для его возраста привычки (снова начинает сосать палец, грызть ногти). Это свидетельст­вует о трудностях адаптационного процесса. Трудности в адаптации ис­пытывают чрезмерно опекаемые в семье дети, дети, у которых не привиты элементарные навыки самообслуживания, самостоятельности. Родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, старают­ся помочь ему — так быстрее, меньше хлопот.

Ребенок чувствует себя в детском саду беспомощным и не приспо­собленным к новым условиям. Дети, привыкшие к общению только с ро­дителями, лишенные возможности общаться со сверстниками, также ис­пытывают трудности, потому что навык общения уже сформирован (ре­бенок должен видеть, что существуют такие же, как он, дети, со своими потребностями, желаниями). Наличие у ребенка стереотипов, которые формируются в семье, и накладывают отпечаток на его поведение, и за­трудняют процесс адаптации.

Например, ребенок приучен засыпать только в том случае, если рядом ложится мама. Итак, чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходима подготовительная работа с ним. Помогут в этом следующие советы:

  1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. По­сещайте парки, детские площадки, приучайте к игре в песочницах, ходите на дни рождения друзей, новогодние праздники…
  2. Максимально приближайте домашний режим к распорядку дня вдетском учреждении (упорядочить часы сна, бодрствования, питания и т.д.), при выполнении режимных моментов поощряйте и развивайте дет­скую самостоятельность.

О предстоящем поступлении в детский сад беседуйте с ним, как о радостном событии. Воздержитесь говорить о собственных опасениях в присутствии ребенка. Придите заранее в детский сад и познакомьтесь с обстановкой, с детьми, с воспитателями… Лучше это сделать, когда дети гуляют на ули­це или играют в групповой комнате. Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об ин­дивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи нуждается. Определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, по­будьте с ним какое-то время. Не оставляйте ребенка на целый день. Не опаздывайте, хотя бы в первые дни забирайте ребенка вовремя. Дайте ребенку в детский сад любимую игрушку, уговорите оста­вить ее переночевать в садике, а наутро снова с нею встретиться. Если ребенок не соглашается, путь игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими детьми. Расспрашивайте, что с игрушкой про­исходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете, как ребенку удается привыкнуть к детскому саду. Поиграйте с ребенком с домашними игрушками в детский сад, рас­пределите роли детей, воспитателей. Помогите игрушке найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя на игру на положительные результаты.

Эти советы помогут заботливым родителям грамотно и безболезненно помочь своему ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад.

Дошкольное учреждение первым открывает пред ребенком мир соци­ально общественной жизни. Детский сад (параллельно с семьей) берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка-дошкольника и играет ее, начиная с первого знакомства и до выпуска его в школьный мир зна­ний. Таким образом, детский мир становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующие развитие.

Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Многие дети становятся беспокойными, плакси­выми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окру­жающей обстановки, привычных условий. Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему вклю­читься в новые социальные отношения, совместную деятельность, адап­тироваться к изменившимся условиям, но он способен привести к нега­тивным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательно эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей. Поскольку условия детского сада едины для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ре­бенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям. Прежде всего, необходимо подготовить ребенка к посещению детско­го сада. Нужно рассказать ему, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему надо, чтобы малыш пошел в детский сад. Подробно расска­зать ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательно­сти он будет делать. Чем подробнее будет рассказ и чем чаще он повторя­ется, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребенок, когда пойдет в детский сад. Необходимо спрашивать у малыша, запомнил ли он, что будет делать в детском саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обе­да. Вопросами такого рода родители могут проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неиз­вестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит как и было обещано, он чувствует себя увереннее. Необходимо готовить ребенка к общению с другими детьми и взрос­лыми, посещать с ним детские парки и площадки, приучать к игре в пе­сочницах, на качелях, наблюдать, как он себя ведет: стесняется, уединяет­ся, конфликтует или легко находит общий язык, контактирует со сверст­никами, тянется к общению, раскован.

Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни се­мьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям — причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателем, няней. У таких детей, как пра­вило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмер­но опекали в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня пребывания в детском саду.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быст­ро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходиться туго. Они медленны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют (причем не только в саду, но и дома тоже), не давая возможности побыть самим собой.

Для того чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходимо максимально приблизить распорядок дня дома к режиму в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Желательно познако­миться с меню детского сада и приучать ребенка к блюдам, включенным в него. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, нужно заранее приучить к горшку, отучить от соски.

Для предупреждения болезней, которые часто сопровождают вступ­ление в новую жизнь малыша, необходимо его закаливать. Хождение бо­сиком в помещении и по земле летом в любую погоду — самый простой и эффективный способ. Он укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры. Постепенно приучать ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Нельзя забывать о витаминных комплексах для детей и гомеопатических препа­ратах долговременного действия для профилактики ОРВ и гриппа. Когда ребенок приходит в детский сад, ему предстоит знакомство не только с детьми и взрослыми, но и с массой самых разнообразных возбудителей болезни. Какой бы крепкой ни была иммунная система ребенка, это очень большая нагрузка. Поэтому рекомендуется в первый месяц посещения детского сада соблюдать маршрут «дом-сад». Не надо ходить в гости, по­сещать массовые мероприятия. Такой строгий порядок поможет иммун­ной системе ребенка познакомиться со всеми болезнетворными сущест­вами и при этом не заболеть. Нарушение данного правила может привести к сильным иммунным сбоям, вплоть до пневмонии на первой неделе по­сещения (вне зависимости от погоды).

Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенно: вначале нужно привести его в группу, познакомить с воспитателем, со сверстни­ками, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем несколько дней пребывания в детском саду должно ограничиваться до дневного сна. В дальнейшем, в зависимо­сти от состояния ребенка, это время постепенно увеличивается. В период привыкания к детскому саду важно учитывать, что, находясь в группе, ребенок чувствует себя скованно и вынужден сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое, если не разрядить, может стать причиной невроза. Поэтому дома, в привычной обстановке, следует играть с ним в веселые подвижные игры и в полной мере выра­жать эмоции как детям, так в взрослым.

В привыкании к новым условия важную роль играет возможность приносить с собой свои игрушки или любой предмет, напоминающий ре­бенку его дом, это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учрежде­ния необходимо сформировать у него положительную установку на дет­ский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Потому организация адаптационного периода начина­ется задолго до 1 сентября, повышения профессионального уровня воспи­тателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, консультации), развитие у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмо­циональная стабильность и так далее. Всю работу следует строить так, чтобы ребенок чувствовал, что его любят и принимают таким, каков он есть.

Игры и упражнения, направленные на профилактику дезадаптации:

  • При знакомстве с ребенком можно использовать игру «Обведу ка­рандашом руку твою и тебе подарю» — с целью установления контакта.
  • Взрослый просит ребенка разрешить обвести руку, раскрашивает ее и да­рит ребенку. Можно украсить «руку» браслетом, часами, колечками.
  • Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» — по­звонить маме, однако при этом нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра.
  • Можно поиграть с конструктором: построить дом, машину, детский сад.
  • Обыграть ситуацию, когда утром все собираются по своим делам: на работу, в школу, в детский сад — каждый занят своим делом, все взаимо-связанны жизнью, заботой, любовью.
  • Для снятия психоэмоционального и психомышечного напряжения хорошо использовать игры с песком и водой.

В раннем возрасте происходит важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двига­тельная сфера, проявляются первые устойчивые качества личности.

Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустой­чивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом спе­цифику их общения с окружающим. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами, сравнение предметов с ними.

Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение с взрослыми. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребен­ку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неудовлетворенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.

Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. По­этому следует уделять особое внимание режиму дня ребенка. Режим дня дома должен соответствовать режиму дня в детском саду.

Как вы уже поняли из предыдущих частей, в период адаптации происходит перестройка деятельности практически всех органов и систем. Эта перестройка направлена на выработку новых условных рефлексов. Следовательно, отслеживать и контролировать характер адаптации можно по тем негативным изменениям, с точки зрения взрослых, которые возникают у ребенка в этот период. А также по времени, в течение которого они наблюдаются у вашего ребенка.

Ученые, занимающиеся вопросами адаптации, в ходе систематических наблюдений за детьми пришли к выводу, что оценивать продолжительность и интенсивность адаптационного периода следует по следующим показателям:

  • Сон и засыпание,
  • Аппетит,
  • Эмоциональное состояние,
  • Адекватность поведения,
  • Характер общения со сверстниками и взрослыми
  • Заболевания ребенка.

От чего же зависят данные показатели?

Во-первых, от возраста вашего ребенка. Дети ясельного (1, 5-2 года) и младшего дошкольного (3 года) возраста отличаются друг от друга по многим показателям.

Во-вторых, от пола ребенка. Как правило, мальчики тяжелее адаптируются, нежели девочки.

В-третьих, от психофизического состояния вашего ребенка.

В-четвертых, от личных особенностей (темперамента, уклада и традиций семьи) вашего ребенка.

Формы адаптации

Медики, педагоги и психологи различают тяжелую и лёгкую форму адаптации, кратковременную и долговременную адаптацию.

Кратковременная адаптация продолжается в течение 2-6 недель, долговременная 6-9 месяцев.

О завершении периода адаптации позволяет судить лишь стабилизация всех показателей, как физических, так и психических.

У воспитательниц ясельных и младших групп в дошкольных учреждениях разработаны различные карты наблюдений за состоянием здоровья детей в период кратковременной адаптации. В них воспитательницы ежедневно фиксируют особенности поведения и самочувствия ребенка, подмечают положительную динамику. В отдельной графе отмечают и негативные явления у каждого ребенка.

После окончательной нормализации эти сведения отдают старшей медсестре детского учреждения и подклеиваются ею в индивидуальные медицинские карты развития ребенка.

Почему это так важно? Потому что характер адаптации является основным критерием оценки состояния психического здоровья.

Привыкание и адаптация

У ребенка с хорошими адаптационными возможностями наблюдается успешное приспособление и к детскому коллективу, и к воспитательницам, и к занятиям, словом, ко всему.

Многие родители говорят: «Ничего, пусть поплачет, а потом привыкнет!»

Вот такие родители очень сильно ошибаются. В чем? Ваш ребенок привыкнет со временем…волей или неволей…

Но и в старшей, и в подготовительной группе детского сада встречаются дети, которые не смогли адаптироваться к детскому саду. Вот плохо им и всё тут!!! Смогут ли такие дети успешно адаптироваться к школе? Скорее ответ отрицательный.

Поэтому родителям так важно понимать и различать привычку к детскому саду и адаптацию к детскому саду. Привычка и адаптация — два совершенно разных явления, два разных понятия. «Стерпится – может и слюбится», — это про привычку. «Как рыба в воде, как птица в небе», – это про адаптацию.

Вследствие изменения окружающей среды (из домашней среды в детсадовскую) у вашего ребенка наблюдается реакция тревожного ожидания, нарастает нервное напряжение, повышается мышечный тонус, возникает спазм периферических сосудов, кожи и слизистых оболочек. Начинает происходить напряжение приспособительных сил организма.

Затем включаются реакции саморегуляции, которые мобилизируются и вырабатываются совершенно новые саморегулирующиеся механизмы в соответствии с меняющимися внешними условиями.

Какие внешние отличительные признаки могут увидеть взрослые у вновь поступившего в детский сад ребенка?

Особо впечатлительных предупреждаю: не у всех детей такое бывает. Не факт, что у вашего ребенка будет. Но когда молодые мамы видят чужих детей в таком «непонятном» состоянии, включается «сарафанное радио» с неправильной трактовкой увиденного. Поэтому так важно увидеть и понять первопричину.

Первое, что бросается в глаза, это бледность кожного покрова. У детей отмечается учащение пульса и частоты дыхания. Ребенок чаще всего бывает насторожен, проявляет чувства беспокойства и начинает капризничать без видимых причин. Словом, у ребенка повышается уровень тревожности. Успокойтесь, это совершенно нормальные приспособительные реакции вашего ребенка. Ничего страшного и неестественного в этом нет.

«Новые» дети, которые поступают в ясли или младшую группу детского сада, практически не общаются, временами наблюдают за поведением новых взрослых и других детей. Поведение непредсказуемое и действия у детей хаотичные.

Вспомните себя в первый день отпуска на новом месте. Вам мешают новые звуки, новые запахи, вы прислушиваетесь к новым акцентам в речи посторонних людей. Вот такое же состояние испытывает ваш ребенок с той разницей, что у вас был подобный опыт ранее, а вашему ребенку только предстоит такой опыт получить.

Ваш малыш присматривается к новой игровой среде, прислушивается к новым голосам и даже тембр голоса воспитательницы бывает не понятен ребенку. От всего вышеперечисленного ребенок находится в состоянии растерянности, потерянности. И если ваш малыш начал дома говорить, то на какое-то время этот навык затормаживается, и ребенок с трудом понимает, что говорят другие взрослые.

Именно в этот период ваш малыш легче воспринимает невербальные сигналы, а именно интонацию говорящего, мимику, жесты. Слова ребенок понимает с трудом.

Поэтому от родителей и важных для ребенка взрослых малыш ожидает нежных поглаживаний, одобрения и кивания головой, добрую улыбку, напевную плавную речь. Выучите заранее несколько ласковых потешек про имя вашего малыша, про солнышко, про гулек и тихим спокойным голосом проговаривайте их малышу.
Обязательно позволяйте ребенку дольше обычного быть у вас на руках или полежать вместе с вами перед сном. Тактильные (кожные) ощущения очень приятны малышу.

Copyright 2009 Татьяна Короткова

По многолетним наблюдениям в период адаптации можно выделить три основные группы детей. У первой группы детей проблемы, связанные с адаптацией, проявляются сразу. У второй группы детей эти проблемы проявляются через 2-3 недели. У третьей группы детей проблем не наблюдается. С чем это связано? Как это можно объяснить?

Этот «феномен» связан со многими факторами и в первую очередь зависит от адаптивных возможностей организма вашего ребенка.

Как правило, ослабленные дети сложнее и длительнее по времени адаптируются к детскому саду. В самом начале у таких детей обостряются хронические заболевания. Это может быть ОРЗ (острое респираторное заболевание) или ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция).

Почему именно эти заболевания «подстегают» вашего ребенка?

Это связано с тем, что в каждой микросреде имеется своя «микроинфекция», и ребенок должен выработать иммунитет к ней.

Это связано еще с одним фактором. В период адаптации у ребенка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. А это нужно для того, чтобы организм ребенка не пропустил ничего нового, не пропустил то, к чему организму ребенка надо будет приспосабливаться в будущем. Вот такой «Касперский» «стоит» на защите вашего ребенка, не пропуская «Троянов».

Почему дети «уходят в болезнь».

А знаете, что делают дети в подобной ситуации? Дети просто «уходят в болезнь».

Существует такой термин «уход в болезнь». Именно «уход в болезнь» является защитной реакцией любого организма: и взрослого, и детского.

При поступлении в детский сад ребенок попадает в новую непривычную среду и постоянно находится как бы «на взводе». Такая ситуация требует от ребенка максимальной мобилизации его защитных сил и поэтому мешает формированию новых механизмов саморегуляции.

В итоге, ребенок не выдерживает возросших нагрузок и бессознательно стремиться уйти от травмирующей его ситуации, словом, просто заболевает.

И вот тогда, когда ребенок заболевает, он возвращается в привычную для него среду – в привычную домашнюю обстановку. К домашней среде ребенок адаптирован очень хорошо и чувствует себя в ней комфортно.

Теперь вы понимаете, что «уход в болезнь» от новых травмирующих его ситуаций будет продолжаться до тех пор, пока ребенок окончательно не сможет адаптироваться к дошкольному учреждению, к новым взрослым, к другим детям, к новой пищи, к новому режиму…

Как только ваш ребенок почувствует себя в безопасной и привычной обстановке, так вынужденная необходимость болеть пройдет.

Copyright 2009 Татьяна Короткова

Вот теперь, когда вы — родители, представляете себе, в чем заключается ваша миссия, ваша роль в подготовке вашего ребенка, можно начинать подготавливать и малыша.

Первое, что надо сделать, это начать рассказывать ребенку о детском садике. Ребенка надо познакомить с детским садом еще до того, как он туда придет на весь день.

Давайте рассмотрим последовательность ваших педагогических и организационных действий.

Надеюсь, что с вашим малышом вы гуляете дважды в день – утром и вечером. Вечером зайдите на территорию детского сада и покажите ребенку, как дети играют, кто с ними находится рядом. И самое главное, обратите внимание ребенка на то, что детей вечером забирают родители. Ваш ребенок должен понять, что вечером ВСЕ дети расходятся по домам, ночью ВСЕ дети находятся дома, потому что ночью детский сад не работает. Если это зафиксируется в сознании вашего ребенка, то вы двигаетесь в правильном направлении, и психическое и физическое здоровье малыша будет сохранено.

Затем расскажите и покажите вашему ребенку, что каждое утро родители приводят детей в детский сад. Ребенок должен увидеть, что родители вместе с детьми приходят в детский сад, а потом уходят по своим делам, а дети остаются с тетей воспитательницей.

Вы можете несколько раз прийти на вечернюю или дневную прогулку. Но сделайте так, чтобы ребенок был уверен в ваших словах.

Почему это так важно для вашего ребенка? Потому что у ребенка еще не сформировано чувство времени. Придя в детский сад, ребенок иначе ощущает это самое время. Многим детям кажется, что родители их НИКОГДА не заберут, и они останутся здесь навсегда.

Припомните тот случай, когда непонятное неприятное для вас задание или мероприятие т-я-н-е-т-с-я до бесконечности, а приятное (посещение салона, хоккейный матч) пролетает как секунда.

Теперь, когда внешние факторы немного урегулированы и осознанны ребенком, можно прийти к своим воспитательницам на дневную прогулку.

Надеюсь, вы понимаете, что чем больше ваш ребенок узнает о детском садике заранее, чем лучше будет знаком с «новыми значимыми» взрослыми, тем легче пройдет период адаптации.

Что делать родителям, если ребенок капризничает и плачет по утрам?

Помните, ранее мы с вами говорили о том, что родители морально должны подготовить вначале себя. Так вот, родители должны быть готовы к тому, что в период адаптации дети будут плакать и капризничать.

Как поступить в каждом конкретном случае, вам подскажут воспитатели ваших групп.

И всё-таки, как действовать родителям?

Во-первых, на этот период снизьте уровень требований к ребенку, не ругайте и не наказывайте вашего ребенка. У вас ведь тоже бывают периоды, когда вам, мягко сказать, некомфортно. Сейчас некомфортно вашему ребенку. Просто смиритесь и потерпите немного. И вам, и вашему ребенку это пойдет на пользу.

Чем спокойнее вы будете относиться к капризам вашего ребенка, чем доброжелательнее и ласковее вы будете к нему, тем быстрее ребенок преодолеет свою капризность.

Во-вторых, никогда не сравнивайте вашего ребенка с каким-либо другим ребенком. Ваш ребенок уникален. Он такой, какой он есть. Да, ваш ребенок плачет, а подружкин – радуется. Примите ситуацию такой, какая она в действительности, а не в ваших ожиданиях. Примите вашего ребенка таким, какой он есть здесь и сейчас. У вас получится. Я точно это знаю.

Да, и вот что еще. В первые дни посещения группы детского сада воспитательницы предложат вам приходить на 1-2 часа, сначала на утреннюю прогулку, потом пригласят на обед, и так постепенно, учитывая адаптационные возможности конкретно вашего ребенка, будет удлиняться время пребывания в детском саду.

Не удивляйтесь, пожалуйста, если воспитательницы ваших групп предложат вам приходить каждый день в разное время и в разные места: или на утреннюю прогулку, или в помещение детского сада, или на вечернюю прогулку, или на обед. Некоторые детские сады адаптационный период «растягивают» на месяц и более. Зачем? Чтобы адаптация была лёгкой и комфортной.

А теперь, когда мы с вами познакомились поближе, я хочу поговорить с вами на очень … «щекотливую» тему. Вы позволите? В вашей семье сложился определенный тип взаимоотношений, так ведь. У каждого члена семьи есть свои социальные роли, и есть свои обязанности. Жена, может быть, хозяйка в доме, муж, может быть, хозяин в доме. Может быть, в вашей семье иначе. Я не знаю. О вашей семье я могу делать только предположения.

Но я знаю точно, что хозяйка в группе детского сада – это воспитательница. Именно воспитательница отвечает за вашего ребенка в ваше отсутствие. Именно воспитательница отвечает за порядок в группе и психологический комфорт детей. Поэтому так важно, чтобы вы поняли: ваш ребенок приходит в СВОЙ ВТОРОЙ ДОМ, а вы приходите в этот дом в гости. Как думаете, при таком распределении ролей, кого будет слушаться в ваше отсутствие ребенок?

Поэтому не обижайтесь и не спорьте (а тем более в присутствии ребенка НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ), когда воспитательница не разрешает вам находиться в раздевалке или где-то за дверью группы. И не удивляйтесь, что вашей подружке можно быть рядом с ребенком, а вам нельзя.

Кому из родителей можно находиться в группе, а кому нет – решает воспитательница, имея в своем распоряжении объективные советы врача, медицинской сестры, психолога, методиста и заведующей детского сада.

Copyright 2009 Татьяна Короткова

Одним из важных условий благополучного протекания периода адаптации является разумно организованное, рационально сбалансированное и максимально приближенное к детсадовскому ПИТАНИЕ. Почему?

Посмотрите, что происходит у ребенка с пищеварением во время стрессовой ситуации.

Ученые доказали, что практически во время любой стрессовой ситуации происходит торможение деятельности пищеварительных желез. Из-за этого пища и особенно белковые продукты как бы «недоперерабатываются» и вызывают интоксикацию и аллергию.

Без паники! Ниже всё переведено на русский язык и объяснено по-нашему, по-русски, по-простому. Да и что паниковать. Знаете, какие слова знают ваши дети в школе. Так что готовьтесь заранее, чтобы разговаривать на великом, могучем, живом русифицированном языке. Честь вам и хвала, что в ногу со временем идите!

Интоксикация, а иначе говоря, это самоотравление организма, при котором заметно ухудшается общее самочувствие, состояние кожи и других органов. Интоксикация организма возникает при острых заболеваниях (пищевые отравления, вирусные и бактериальные инфекции), и из-за плохой экологии, неправильного питания, неумеренного приема лекарств, вредных привычек.

Аллергия – это повышенная чувствительность организма к различным веществам, которая проявляется необычными реакциями при контакте с ними. Иммунная система в результате разбалансировки своих функций начинает реагировать на самые обычные вещества как на опасные, запуская соответствующие защитные процессы. Отсюда — такие симптомы аллергии как насморк, слезоточивость, кожная сыпь…

Чтобы этого не случилось, во время адаптационного периода следует отдавать предпочтение кисломолочным продуктам: кефиру, йогурту, творогу с биодобавками («Данон», «Бифидок»). Это поможет улучшить пищеварение вашего ребенка.

За месяц (2-3 недели) до поступления в детский сад, а также в период адаптации в рационе питания ребенка должно быть большое количество свежих фруктов и овощей, салатов и соков, потому что именно эти продукты содержат много витаминов и биологически активных веществ.

По многолетним наблюдениям ученых, микроэлемент железо (Fе) способствует более лёгкому протеканию периода адаптации. Поэтому продукты, которые содержат большое количество железа (яблоки, гречневая каша) должны быть в рационе питания вашего малыша.

Видите, всё предельно просто. Меню детского сада построено на основе разработок физиологов и медиков. Поэтому в нём заранее просчитано количество калорий, которое должен получать ребенок в день. В нём учтены потребности детского организма в витаминах, микроэлементах и полезных веществах.

Время и организация питания связаны с физиологическими «часами» дошкольников – это 8, 12 и 16 часов. Именно в эти часы организм дошколят наиболее приспособлен взять из пищи самое необходимое для роста и развития.

Поэтому родителям надо заранее научить ребенка есть «полезную» пищу и кушать по часам. Тогда риск интоксикации и аллергических реакций будет значительно уменьшен.

А мы это не любим! Мой ребенок любит чипсы. Мой ребенок не сидит за столом, он любит бегать по квартире и на ходу жевать. Мой малыш не умеет пить из чашечки, но с удовольствием пьет кашу из пузыря.

Поэтому мы с вами и говорим о том, какие нормы и правила существуют в детском саду. Поэтому именно в домашней привычной для ребенка среде надо менять «неправильные» привычки питания на «правильные», «не полезную» пищу на «полезную».

Copyright 2009 Татьяна Короткова

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике