Советы учителя-логопеда

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, т.к. наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопеды, воспитатели) и родители действуют согласованно.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе пытаемся убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям необходимо учесть следующие моменты:

1. Реально оценивайте состояние здоровья ребёнка. Сейчас довольно часто у детей страдает речь.

2. Если вас что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не бойтесь обращаться за консультацией к специалистам. В нашей стране детальное обследование ребёнка логопедом (за исключением обследования перед поступлением в детский сад) проводится в основном тогда, когда ему исполнится 5 лет. Этому есть своё объяснение. Известно, что становление речи завершается к 5-6 годам. Получается, что пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьёт тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело.

Не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребёнка, необходимо оказывать ему помощь до завершения этого процесса, способствовать предупреждению возможных речевых расстройств.

3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), т.к. развитие речи – сложный процесс, в которой освоение письменной формы является лишь составной частью.

Развитая речь, в понимании многих родителей, — это умение читать и писать (печатными буквами), как максимум и умение рассказывать стихи (как минимум). При этом остальные стороны речевого развития ребёнка остаются без должного внимания. Известно, что качественно овладеть навыком чтения и письма невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха.

4. необходимо напомнить родителям, что необходимо весьма осторожно относиться к раннему изучению иностранных языков. Если у ребёнка проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Любой язык в своей системе имеет звуки, которые характерны только для него. А обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Так, в английском языке, есть межзубные звуки, которые не допустимы в русском языке. Такое произношение у нас считается дефектным и требует серьёзной работы по его преодолению.

Таким образом, участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Если взрослые устраняются от занятий со своим ребёнком, добиться результата будет крайне сложно. В результате пострадает ваш ребёнок.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспевал в бизнесе? Конечно же, дорогие родители, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем. Тогда учите вашего ребенка говорить!

Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учиться логически мыслить. Не заглядывая в отдаленное будущее, попробуйте оценить сегодняшнее состояние речи вашего малыша.

Часто можно услышать, как взрослые говорят ребенку: «Что же ты не правильно говорить? Все твои друзья уже хорошо говорят! И ты старайся».

Ребенок очень старается, ему хочется сказать правильно, но он не умеет, у него не получается.

Ребенку нужно умело и вовремя помочь, а не ограничиваться выговорами.

Неправильное произношение приносит ребенку много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают.

Недостатки устной речи очень часто влияют на письменную речь. Ребенок плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит.

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь — заслуга, прежде всего семейного воспитания.

И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков.

Устранить эти нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию звуков вашему ребенку помогут и педагог-логопед, а воспитатель дошкольного учреждения.

И всё-таки основную нагрузку в обучении вашего ребенка правильной речи вы должны взять на себя!

От вас, любящие родители, потребуется совсем немного, тесное сотрудничество с педагогами, терпение, умение заинтересовать ребенка и включить его в процесс работы.

Если все условия будут добросовестно выполняться, то занятия в скором времени дадут наилучший результат.

Ориентировочные сроки усвоения детьми звуков речи

Даже при нормальном речевом развитии, ребенок далеко не сразу овладевает нормативным произношением. Употребить новый звук в слове, использовать его в повседневной речи для ребенка-дело непростое.

Многие звуки произносятся детьми практически без усилий- м, н, т, п и, конечно, гласные звуки. Хотя и здесь возможны искажения. Поправляйте ребенка, показывайте, как нужно произносить звуки.

Тяжелее всего даются шипящие (ш, ж, ч, щ), свистящие (с,з,ц), а также — р. – и –л-.

Здесь же приведем таблицу, чтобы вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков.

Неточное произношение у детей в возрасте до трёх-четырех лет естественно — это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном физическом и психическом развитии и наличии полноценного слуха).

Не позднее, чем к пяти-шести годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи.

Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты произношения, исправлять которые бывает очень трудно.

Поэтому именно в этом периоде жизни ребенка (от пяти-шести лет) особенно важно следить за формированием его произношения и вовремя предупреждать закрепление косноязычия.

Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка — «сюсюкать» с ним.
Тем самым вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение, и отличать от неправильного.

Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение.

С детьми нужно говорить всегда правильно и таким образом давать малышу речевой образец для подражания.

Как образуются звуки

Люди с правильной, четкой речью обычно не задумываются над этим вопросом. Поток звуков льется как бы автоматически и воспринимается так же как бы автоматически.

Речевой аппарат человека — это сложная структура с центром в головном мозге.

Почему детям трудно даются некоторые звуки?

Во-первых, у них еще недостаточно развит фонематический слух, поэтому они часто не узнают звуки в речи взрослого и воспроизводят их в искаженном виде.

Во-вторых, артикуляционный аппарат ребенка еще очень не устойчив, и ему не так — то просто справиться с преградами на пути струи воздуха, когда он выговаривает согласные звуки.

Чтобы образовался нужный звук, язык, губы и зубы должны принять определенное положение, а именно это подчас не удается ребенку.

В образовании звуков принимает участие язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

Таким образом, при образовании различных звуков каждый орган, занимает определённое положение.

В речи звуки произносятся не отдельно друг от друга, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение.

Четкого произношения звуков, слов, фраз, можно добиться, если все органы, принимающие участие в образовании звуков будут достаточно подвижными, а работа их координированной.

Среди многих родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребенок знает буквы, умеет их писать, читать, то это означает, что он готов к школе.

Прежде всего, будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать тексты.

Иными словами, каждому ребенку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышлением.

То есть последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильное предложение.

Без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно!

Что должны делать родители для развития связной речи:

  • Читайте ребёнку книги — это один из самых эффективных способов развития речи, но это должно быть не простое чтение, а активное обсуждение прочитанного, обмен мнениями.
  • Чаще просите ребенка рассказать, что он видел, где бывал, что делал.
  • Просите пересказать то, что вы прочитали вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.
  • Если вы просмотрели с ребенком мультфильм, фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто не смотрел.

Также школьно необходимой функцией является моторика — развитие кисти и пальцев руки, которая важна для овладения письмом. Родители должны обращать внимание на подготовку руки ребенка к письму.

У некоторых детей неправильно сформирован навык держать карандаш, ручку. Одни держат слишком далеко или близко к нижнему кончику, другие неверно располагают пальцы.

В этих случаях старайтесь больше объяснять и показывать, для этого необходим строгий контроль со стороны взрослого.

Старайтесь организовать деятельность ребенка так, чтобы в повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

Часто различные нарушения речи препятствуют нормальному речевому развитию. Наиболее распространено среди них нарушение звукопроизношения, которое может повлечь за собой серьёзные негативные последствия:

  • Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть нарушение психических функций (внимания, слухового восприятия, самоконтроля).
  • Неправильное звукопроизношение может оставлять после себя такие осложнения, как нарушение чтения и письма в школе.

При нарушенном произношении ребёнок пишет так же, как и говорит.

Дефекты произношения мешают ребёнку различать порядок слогов и звуков в слове, а это в свою очередь, затрудняет обучение грамоте.

Что должен знать ребёнок к школе:

  • Что такое звук, буква, слог
  • Уметь определять первый, последний звук в слове
  • Составлять слова на определенный звук
  • Знать и определять гласный, согласный звук; твёрдый и мягкий; глухой и мягкий звуки.
  • Делить слова на слоги, называть, сколько слогов в слове.
  • Выделять звук, на который падает ударение
  • Определять местоположение звука в слове (в начале, середине, конце)
  • Составлять предложения с 2-3-4 словами
  • Подбирать синонимы, антонимы к словам
  • Печатание букв, слогов, слов
  • Составлять описательные рассказы

Сложите бумажную салфетку вчетверо и дайте ребенку, чтобы он пощипывал двумя пальцами мелкие кусочки со сгибов. После завершения процедуру оцените полученный узор, развернув салфетку.

Попросите ребенка перекатывать в ладонях граненый карандаш, неторопливо перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

Отличное занятие-нанизывание различных по цвету и по размеру пуговиц. Их можно нанизывать на нитку произвольно, можно нанизывать сначала большие пуговицы, затем поменьше, можно чередовать по цвету и форме.

Неплохо выглядит красивый узор из пуговиц, выложенный на столе.

Подвесьте на ниточке бусинку. Задача: каждым пальцем поочередно щёлкать по «мишени».

Выкладывать из спичек колодец. Можно выкладывать различные фигуры, буквы, цифры.

Попросите ребенка сильно сжать вашу руку, разгибать ваши пальцы.

Займитесь лепкой из пластилина, делая акцент на мелких деталях.

Для проведения домашних логопедических занятий Вам понадобится: настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений; «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «посуда» и т. д.); Муляжи фруктов, овощей и т. д.; Разрезанные картинки из двух и более частей, кубики. Основная трудность для родителей в организации домашних логопедических занятий — нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность — игра, то занятия должны строиться по правилам игры. Можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом.

Ежедневно проводятся: игры на развитие мелкой моторики; артикуляционная гимнастика; игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха; игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до 1 сентября. А ведь когда ребенок молчал в 2,5 года — одни говорили: «Он все понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил». Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.

Другие родители, напротив, много прочитав, ищут выход из ситуации и удивляются: «Я все делал, как рекомендуется: не сюсюкал, говорил полными словами, много читал, ставил для прослушивания аудиокассеты». Но это не принесло желаемого результата: ведь они нагружали ребенка непосильной работой. А ребенок нуждается в строго дозированных занятиях, его нельзя перегружать.

Артикуляционный аппарат

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Наглядность

Логопеды советуют озвучивать любую ситуацию — но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Говорите четко

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

Говорите по-разному

Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА». Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и многократно.

Не переусердствуйте

Не употребляйте слишком много длинных фраз: логопеды не советуют перегружать ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Хорошее настроение

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

В основе речи — стремление к общению

Как бы несовершенно ваш ребенок не говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания — поэтому ему необходимо слышать себя.

Учите в игре

Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

Расширяйте словарь малыша

Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает слова — это пассивный словарь, говорит — это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т. д. Это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву: в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия.

Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса — крыша, нос — нож).

Читайте как можно больше коротких стихов и сказок

Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают развивать речь

Обратите внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами — все это поможет развитию речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сначала «помогать» одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Только вы! Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично.

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать? ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, логопеды советуют начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас. При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5–7 минут.

Выучите и повторяйте с ребенком специальные стихи.

Например:

Не стучите в эти двери,
Спят уже, наверно, звери, —
Если будете стучать —
Звери могут зарычать:
Р-р-р-р-р-р-р…
Из кустов кричит Марина:
«Здесь в лесочке есть малина!»
И сестренка ее Лада
Урожаю очень рада.
С — протяжный,
Ц — короткий,
С — свистящий, настоящий,
Ц — какой-то весь цедящий,
С — протяжный,
Ц — взрывной:
Ты не путай их, друг мой.

Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки и использование стихов поможет превратить упражнения в увлекательную игру. Главный совет логопедов: будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас все получится!

 

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды. Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и несогретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка. В таком случае миндалины глотки не могут дезинфицировать поступающий в ротовую полость воздух, как это происходит в норме, а вынуждены, должны очищать его от грубых механических примесей, к чему они не приспособлены. Поэтому они часто гипертрофируются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций, открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания (трахею, бронхи, лёгкие), являясь причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к деструктивным изменениям. Надо помнить, что работу дыхательного центра стимулирует только носовое дыхание. В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуситов, отитов, воспалений пазух носа и т.д.), что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка.

В результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов, у детей нередко возникают головные боли. Это воздействие происходит по типу механического сжатия кровеносных сосудов и нервных путей, ведущих к мозгу и от него, что нарушает трофику (питание) головного мозга и затрудняет передачу нервных импульсов по типу их усиления или ослабления.

Вынужденные частые короткие вдохи ребенка, имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребенка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности (в состоянии гипоксии), а это ведёт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.

Лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо; часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти), сглаженность носогубных складок, амимичиое выражение лица.

Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.

Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким. Фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения, слова, слога.У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь, приводит:

а) к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков,находящихся под ударением, к замене одних гласных другими ([дама] =[дыма]) и, следовательно, трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа;

б) к нарушению соотношения длительности произнесения согласных игласных звуков (от ~ 1: 4 в норме, до 1: 2, I: I у детей с аденоидами) Это тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов, членениеслов на слоги в дальнейшем является причиной дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза;

в) к нарушению произносительной дифференциации (из-за сильного носового оттенка голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т («мебель» =«небель», «Мила» = «мина», «мне» = «не», «Дина» = «Нина», «день» = «ненъ»,«ладно» = «лано» и т.д.)

г) к нарушению произносительной дифференциации звонких и глух согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, Ж-Ш з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению, что зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребёнка и что может явиться причиной нарушения письма — акустической дисграфии.

Аденоиды у детей являются причиной неразвитости, слабости периферического отдела речевого анализатора:

1) слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации;

2) неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребёнокпытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействияхолодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков,наиболее частыми из которых являются:

  • а) межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение ихпроизносительной дифференциации
  • б) нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение ихпроизносительной и слуховой дифференциации.
  • в) нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных,нарушение их произносительной и слуховой дифференциации
  • г) трудности, часто невозможность произношения соноров (л,р).

3) неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт кнарушению произношения звука [в], к замене его другими звуками, иногдапри стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога «в»).

Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников: стёртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а иногда и общего недоразвития речи.

1. В основе обучения чтению — не буква, а ЗВУК.

Прежде, чем показать ребёнку новую букву ,например М, следует научить его слышать звук (М) в слогах, словах.

На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО — т.е. так, как звучит ЗВУК.

Возьмём, к примеру, звук (М). Мы произносим его отрывисто М! И букву М необходимо называть так же :М!
Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ. мы произносим два звука — (Э) и (М). Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

Не учите алфавит, пока ребенок не научился читать!

И ещё, уважаемые взрослые: не смешивайте пожалуйста понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать.

2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребёнок сначала называет буквы слога :М! А!- и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

ПРАВИЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — это чтение слогами (конечно на начальном этапе).

И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА.

(Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы прочёл слитно буквы слога!

У всех народов, во все века рождались необычные дети. Их было немного, но появлялись они неизменно, отличаясь от большинства тем, что главной у них была не правая рука, а левая. Одни народы их боялись и даже сжигали на кострах, другие — обожествляли, третьи стали наблюдать. И выяснились любопытные вещи, оказалось, что левши отличатся от других людей не только главенством левой руки, но целым рядом других особенностей развития и жизни: эмоциональностью, креативностью, уязвимостью.

Медики, нейробиологи, психологи установили, что популяция левшей вовсе неоднородна.

Ученые выделяют различные группы леворуких детей.

К первой группе относится почти половина левшей, так называемых генетических, в роду которых, есть генетические леворукие родственники (родители, братья, сестры, дяди, тети, бабушки, дедушки).

У них ведущее полушарие — правое (отвечает за речь, чтение, логику).

И количество таких левшей на планете не зависит от климата, расы и не меняется от века к веку.

Генетически леворукий ребенок может писать левой рукой безупречно красиво, координация его движений очень тонкая и совершенная.

Переучивать такого ребенка нельзя — он потому и левша, что у него так устроен мозг.

Вторая группа — компенсаторные левши. Если во время родов или тяжелой бере-менности у ребенка было травмировано левое полушарие мозга, отвечающее за работу правой руки, ведущую функцию берет на себя правое полушарие и ведущей становится левая рука.

Такие левши рождаются:

  • при поздних беременностях, обычно протекающих сложно и заканчивающихся непростыми родами;
  • в многодетных семьях, где у матери были частые роды;
  • среди трех-четырех близнецов, т.е. в тех случаях, когда условия для развития плода были неблагоприятными.

Таких левшей также почти половина, и их становится все больше в развитых странах, поскольку в основном там рождаются поздние дети.

Надо ли переучивать компенсаторного левшу? Нет, нет и еще раз нет.

Ведь перекладывая такому ребенку карандаш: из левой руки в правую, мы хотим заставить работать поврежденную часть мозга. Его же организм нашел выход, приспособился, здоровое полушарие взяло на себя работу поврежденного.

Переучивание генетических или компенсаторных левшей может привести к невротическим проблемам:

  • раздражительности,
  • заиканию,
  • головным болям,
  • вспыльчивости,
  • нарушению сна,
  • потере аппетита,
  • капризам,
  • плаксивости,
  • энурезу,
  • замедлению роста тела,
  • жалобам на усталость в правой руке вплоть до писчего спазма в ней,
  • повышенной утомляемости и снижению работоспособности,
  • потере экстрасенсорных, музыкальных, художественных способностей,
  • снижению успеваемости обучения,
  • тикам и навязчивым движениям.

Бывают редкие случаи, когда ребенок повредил правую руку (сломал, ударил и т.д.), стал ее беречь, натренировал левую руку. В школе выясняется, что левой рукой пишет он плохо. Таких детей называют вынужденно леворукими.

Еще редки подражательные левши: ребенок старается все делать левой рукой, подражая взрослому, которого любит.

Решение о переучивании вынужденных и подражательных левшей принимает психоневролог. «Рукость (т.е. преимущественная активность правой или левой руки) является одним из важнейших нейробиологических свойств. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, тем более не компетентное, да еще в самом раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявится не сразу, а через несколько лет»

Левши отличаются:

  • образной памятью,
  • обостренной интуицией,
  • тягой к парадоксам, поэтому они часто выдают нестандартные идеи и решения.

Их непропорционально много среди художников, музыкантов и некоторых категорий спортсменов, но почти нет среди людей технических профессий.

  • «внутренняя» речь леворукого ребенка намного богаче и ярче внешней. Это подтверждается тем фактом, что у детей-левшей, как правило, очень высокий уровень понятийного мышления;
  • со всеми интеллектуальными заданиями они справляются намного лучше своих сверстников, но медленнее.

Некоторые дети начинают оказывать предпочтение левой или правой руке с младенчекого возраста, другие и в детском саду не делают никакого различия. Большинство малышей выбирают ведущую руку в возрасте 3 лет, когда переключение с одной руки на другую естественно. Однако есть дети, которые «тянут» с выбором руки до 6 лет, а некоторые так и вырастают, одинаково хорошо владея обеими руками.Поворот в ту или иную сторону начинается в утробе матери. С помощью особой ультразвуковой камеры ученые фотографировали еще неродившихся младенцев. И если они тянули в рот левую руку, то обязательно рождались левшами. Иными словами, примерно на 3—4-м месяце правое полушарие начинает преобладать над левым и брать на себя развитие областей, которые впоследствии будут отвечать за речь и письмо. Далее «перекос» закрепляется, а мозг перестраивается настолько, что левая рука становится доминирующей. Но при частичной перестройке он может переключиться и в обратную сторону (иногда не полностью). И тогда человек будет сочетать в себе признаки как левши, так и правши.

Сейчас левшей более 600 миллионов. По прогнозам, к 2020 г. их количество возрастет до миллиарда. Правши, как правило, относятся к левшам так, как большинство всегда относится к меньшинству: иногда не замечают, иногда почитают, иногда уничтожают, но почти всегда стараются загнать меньшинство в прокрустово ложе: дескать, не высовывайся.

В недавние времена педагоги, конечно из самых лучших побуждений старательно приучали маленьких левшей писать и рисовать правой рукой. Не только потому, что так поступают большинство людей, но еще и потому, что так проще жить.

И действительно — мир устроен для правшей: например, свет в классе всегда падает так, как нужно правшам; современные фото и видеокамеры сделаны для правшей; швейные машины, большинство кухонных и столовых приборов, компьютерная техника удобны правшам; турникеты в метро, банкоматы, не говоря уже об обычном салоне автомобиля (праворульные машины предназначены для левостороннего движения!), а тем более в кабине пилота, приспособлены для праворуких.

Помимо внешних трудностей у левшей есть и собственные проблемы:

  • они хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями.
  • характерны недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления,
  • зрительной памяти,
  • пространственного восприятия.
  • особенно трудны мыслительное манипулирование и запоминания последовательностей,
  • переключение,
  • хуже воспринимают (не путать с «видят»!) то, что расположено слева от них,
  • наряду с зеркальным письмом у них достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно «выворачивание» при рисовании : верх и низ, вертикальное и горизонтальное правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Это проявление неусвоенности основных принципов организации пространства.

Да, левшам труднее и в быту, и в окружении, и в процессе обучения, но это проблема, а не прихоть леворуких детей.

Родители должны понимать это и помогать леворуким детям адаптироваться в жизни.

Начинать надо с формирования пространственных представлений.

Освоение схемы собственного тела

Здесь может помочь стихотворение, во время его рассказывания ребенок указывает на называемые части своего тела.

Есть на пальцах наших ногти,
На руках — запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки — части стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы — посмотри!
Подбородок под губой —
Вот что знаем мы с тобой!

Массаж подушечек пальцев

Подушечку своего большого пальца взрослый ставит на ноготь массируемого пальца ребенка и затем растирает его.

Можно обучить ребенка и самомассажу. На каждую строчку стихотворения дети растирают подушечки соответствующего пальца.

Для правой руки

Это — пальчик наш большой,

Он с широкою душой.

Это — указательный,

Умный и внимательный.

Это — пальчик средний,

Вовсе не последний.

Это — безымянный,

Он немножко странный.

И мизинчик маленький,

Смелый и удаленький.

Для левой руки

Это пальчик первый,

Он на ручке левой.

Это пальчик наш второй

Он вторым вступает в строй.

Это третий палец,

Он у нас красавец.

за ним четвертый

Он калачик тертый.

Пятый пальчик меньше всех

И его обидеть грех!

Большую помощь окажет маркировка пространства

Сначала это браслет, ленточка, часы на левой руке самого ребенка, потом — маркировка страницы.

Хорошо себя зарекомендовала тренировочная тетрадь О.И. Крупенчук «Леворукий ребенок. Готовим руку к письму» (СПб., 2008) промаркирована левая сторона страницы. Это сигнал ребенку: начинать писать отсюда! Кроме того, вверху страницы нарисована стрелка, указывающая направление письма.

Очень важно освоение речевого квазипространства, — предлогов, предложных слов и предложных конструкций.

Начинать надо с освоения простых предлогов (в, из, на, под, за, с,) и переходить к более сложным ( из- за, из-под, над) и т.д. Убедитесь, что ваш ребенок хорошо понимает значение предлогов. Проследите за тем, как он использует в речи предлоги.

Для усвоения понимания предлогов можно рекомендовать упражнение «Фокусник». Ребенку дается каучуковый мячик. Проигрывая с ним все действия вслед за взрослым, ребенок наглядно видит положение мяча, обозначаемое соответствующим предлогом.

Упражнение «Фокусник»

За рукой и под рукой,
Из-под кисти — на покой,
Над рукою он кружит,
От нее теперь бежит.
Между пальцев подержу
И в ладошку положу,
Из руки его достану,
Слева, справа ставить стану.
Перед грудью пронесу,
Сзади спрячу, потрясу,
Из-за спинки выну мячик,
Возле ног моих поскачет.
Подержу вверху, внизу,
Мимо носа пронесу.
Мяч снаружи, мяч внутри,
По руке качу — смотри!
Вдоль ладони, через палец
И вокруг запястья танец.
Мяч с одной рукой играет
И к другой перебегает.
Стукну мячик о кулак,
Сквозь кольцо продену —
так.
Сбоку подержу пока —
Без мяча моя рука.
У ладони мяч играет,
До нее не долетает.
К носу мячик приложу
И напротив подержу.
Выше глаз и глаз пониже,
Дальше от меня и ближе.
Тут — в ладонях, тут —
вовне.
Брошу вдаль, а он — ко мне.
Мячик около лежал,
Назад бежал, вперед бежал,
И обратно возвращался,
И до завтра попрощался.

Детям старшего дошкольного возраста поможет Графический диктант.

В рабочих тетрадях О.И. Крупенчук «Графические диктанты для мальчиков» и «Графические диктанты для девочек» (СПб., 2009) предлагаются съемные листы в середине книги. На них поставлены исходные точки и номера заданий, которые поша-гово изложены для читающего их взрослого. Рядом с каждым заданием небольшой рисунок-ответ.

Сенсомоторика — фундамент психического развития ребенка и именно с нее должны начинаться коррекция и абилитация. Сформированный сенсомоторный базис активи-зирует речевые структуры и гармонизирует работу всех систем и психических процессов левши.

Гармонизация движений: двигательная мелодия, ловкость, точность и меткость — залог дальнейших достижений ребенка.

Звукопроизношение

Общий комплекс артикуляционных упражнений

Выполнять упражнения необходимо перед зеркалом для того, чтобы ребенок мог осуществлять зрительный контроль за правильностью выполнения движений.

Мы превращаемся в веселых мартышек.

Что любят делать мартышки? Правильно, дразниться, сроить рожицы.

Некоторые дети тоже любят это делать. Оказывается, это полезно.

1. Мартышки дразнят лягушку и слоненка — губы растянуть в улыбку, вытянуть вперед «хоботком» («Улыбка, поцелуйчик»).

2. «Толстячки» и «худышки» — надуть щеки, втянуть щеки.

3. «Поймай мышку за хвост» — рот широко открыть, выдвинуть язычок, прикусить кончик языка.

4. «Лошадка фыркает» — выдыхать воздух через сомкнутые губы, вибрация губ.

5. «Лошадка скачет» — рот широко открыт, щелканье языком.

6. «Лошадка цокает копытами» — рот широко открыт, цоканье языком по бугоркам у верхних резцов.

7. «Вкусное варенье» — облизывание губ языком.

8. «Почистим зубки» — водить кончиком языка по верхним и нижним зубам с внешней и внутренней стороны.

9. « Накажем непослушный язык» — улыбнуться, положить язык на нижнюю губу:

а) стучать зубами по языку – та-та-та-та

б) шлепать по языку губами пя-пя-пя-пя чередовать эти движения.

10. «Маляр» — открыть рот и водить по потолку ( по нёбу) кончиком языка.

11. «Заборчик» — улыбнуться, показать зубы, удерживать улыбку под счет до 10

12. Язык — «Выглянул из домика», «Поглядел вправо-влево, вверх-вниз».

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса

Упражнения для развития дыхания

1.«Носик » — вдох носом, не поднимая плечи, выдох через рот на вертушку.

2. «Футбол» — понадобится кусочек ватки или комочек бумаги, кубики- ворота. Ребенок дует на ватку, не раздувая щеки. Можно дуть на язычок. Задуй ватку — мяч в ворота.

3. «Фокус» — эту же ватку кладем на нос, открываем рот, широкий язык поднимаем вверх, дуем вверх, стараясь сдуть ватку с носа.(вдох всегда через нос)

4. «Подуй в трубочку» — язык сворачиваем в трубочку, дуем.

5. «Шторм в стакане» — дуть в воду через соломинку от коктейля.

6. «Прокати карандаш по столу» — вдох носом, подуть на круглый карандаш, который лежит на столе. Ребенок взрослому – взрослый ребенку. Очень увлекательно!

Также можно использовать различные игрушки, кораблики, султанчики, мыльные пузыри, вертушки, дудочки, надувать воздушные шары и т.п.

Фонематическое развитие

Чтобы научиться произносить звуки речи, ребенок должен их слышать.

Речевое развитие зависит от состояния физического слуха.

Фонематический слух — это способность различать звуки родного языка (фонема — звук). Различать близкие по звучанию слова — мал-мял, рак-лак, мишка-миска и т. п. Фонематическое восприятие — большая, сложная и взаимосвязанная работа головного мозга и речевого аппарата. Нарушения в этой работе являются причиной нарушения правильного произношения звуков. Предлагаем вам поиграть в игры, развивающие фонематический слух.

1. «Отгадай, что я делаю» — на развитие слухового внимания и различение неречевых звуков. За ширмой рву бумагу, переливаю воду, насыпаю крупу, режу ножницами и т.п.

2. «Веселый попугайчик» — развитие фонематического слуха, формирование чувства ритма. Ведущий проговаривает слоговые ряды с отхлопыванием каждого слога. По команде взрослого ребенок повторяет и отхлопывает — па-па-ба, та-да-та, са-са-за-за и т.д.

3. «Поймай звук» — я буду произносить разные звуки, а ты, когда услышишь звук «З», хлопни в ладоши (поймай комара). Выделять можно любой звук.

4. «Собери словечко» — м — а — к Мак и т.п.

5. «Цепочка слов» — для детей постарше.

Это тот словарный запас, которым владеет ребенок, его багаж. Словарь не только существительных (предметов), но и глаголов (действий), прилагательных (признаков) и т.д. В дошкольном возрасте ребенок должен научиться классифицировать предметы.

Игра «Назови одним словом» (картинки: посуда, мебель, одежда, обувь и т.д.) В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь выделять лишний предмет и обосновывать свой выбор. (Игра «Третий лишний», Игра «Четвертый лишний». ) Уметь подбирать слова-антонимы. (длинная дорога – короткая, высокий – низкий, старый- молодой…)

Обогащать словарный запас детей можно везде и всюду. Идем по улице, едем в машине, готовим на кухне, возимся на огороде, купаемся в ванне.

Например: Находясь в ванной комнате рассмотрите два полотенца: махровое и льняное, сравните их (пушистое — гладкое, большое -маленькое, длинное — короткое, широкое — узкое и т. д.). Расскажите как оно попало к нам (ткач сделал ткань, швея — сшила, водитель — привез в магазин, продавец — продал, мы — купили).

Занимаясь на кухне, расскажите, какие продукты лежат в холодильнике, из чего они сделаны, кто потрудился в их приготовлении, что из них готовят и как (режут, жарят, варят, тушат и т. п.).

Игра «Кто больше скажет слов» — возьмем игрушку Зайчика. Какой зайка? (подбираем прилагательные) Что умеет делать? (подбираем глаголы)

Грамматический строй речи

Это умение согласовывать слова между собой, изменять слова.

Игра «Краски» — учит согласовывать существительные и прилагательные.

Например: Я — красный помидор, красное яблоко, красная ягодка.

Игра «Хвастунишки» — образуем множественное число существительных.

У меня — один предмет, а у тебя — несколько, (стол — столы, стул — стулья, яйцо – яйца и т.п.).

Игра «Что из чего?» — образование прилагательных от существительных, (стеклянный, шерстяной, пластмассовый железный и т.п.).

Очень важно четко произносить окончания слов, чтоб дети смогли правильно их расслышать и повторить. Заучивайте с детьми короткие стихотворения, развивайте память и языковое чутьё!!!

Связная речь

Речь развивается по подражанию. Следовательно, речь взрослых является для детей образцом.Следите за правильностью своей речи. Очень важно научить ребенка рассказывать сказки, пересказывать. Читая перед сном ребёнку сказку, не спешите начинать новую главу. Предложите ребенку рассказать на чем вы остановились. Попросите рассказать содержание мультфильма, компьютерной игры и т.д., помогая правильно строить предложения. Придумывание сказок не только развивает речь, но и творчество и фантазию.

Развивайте мелкую моторику пальцев рук!!! Это очень помогает развитию мозга, мышления и речи – лепка, штриховка, раскрашивание, обводка по контуру, мозаика, конструкторы, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, плетение косичек, вязание, вышивание, пальчиковые игры, массаж пальцев рук.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике